PostHeaderIcon Конференция ХЕПИ 2011

PostHeaderIcon Влияние рефлексивного поведения интеллектуальной элиты на инновационные процессы

Рейтинг пользователей: / 4
ХудшийЛучший 

Писклярова И.В.

Национальный Технический Университет «Харьковский Политехнический Институт»

Влияние рефлексивного поведения интеллектуальной элиты на инновационные процессы


В современной науке, где в центре внимания находится человек и его деятельность, постепенно и активно завоевывает признание новый подход, который ученые определяют как «рефлексивное управление». Говорить о принципиальной его новизне весьма затруднительно, так как истоки и особенности рефлексии анализировались в теории «человеческого фактора в экономике», в конфликтологии, в исследованиях, посвященных проблемным и кризисным ситуациям. Но ускорение и повсеместное проявление идеи в наше время вызвали повышенный интерес к понятию и осмыслению рефлексии как особой категории, в которой в прочной зависимости переплелись сама реальная ситуация в жизни и экономике, участники ситуации с их мышлением и интересами, нормы и правила взаимодействий; и именно это осмысление отшлифовывает адекватный времени инструментарий для управления сложными неравновесными системами и процессами [1.2.4].
Отмеченное направление - "рефлексивное управление", - имеет уже относительно развитые ветви методологического характера (методология развертывания схем деятельности – Г.П. Щедровицкий) и психологической оценки вариантов поведения (В. Лефевр); теории установок; проблем связи культуры и науки в историческом контексте (В. Виндельбанд); особенностей конкурентного взаимодействия (Р. Лепа) и др.
Эти научные наработки формируют широкое поле логики и проявления рефлексии. В таком поле особое место занимает информация, связанная с инновационными процессами и сами инноваторы, к числу которых в первую очередь относим интеллектуальную элиту.

Наши исследования показывают, что интеллектуальная элита – достаточно сложный объект, в котором фактор рефлексии основательно включен в механизм поведения.
Как следует из представленной модели, изначальным ресурсом в рефлексивном управлении выступает система характеристик самой элиты (знание, культура, новое мышление, ответственность, готовность действовать). Затем, через познание проблемной ситуации, ее интерпретации и выбора поведения, формулируется «установка» на решение и вырабатывается программа действий. А уже на стыке программы действий и оценки ресурсов вырабатывается и развертывается алгоритм (механизм) взаимодействий при достижении целей.
Предложенная модель включает рефлексию первого и второго рода (когнитивную и поведенческую), что соответствует главной задаче управления. Последняя может быть сформулирована в разных вариантах: разрешение проблемной ситуации, адаптация к внешней среде, достижение цели и наращивание потенциала, достижение конкурентных преимуществ и др.
Для Украины все эти «разные варианты проблем» реально существуют вместе. Интеллектуальная элита в массе своей охватывает участием все проблемное пространство  и главная задача – обеспечить результативность экономического и социального развития [3,5]. В исследовании показано, что с точки зрения рефлексивных свойств, блок параметров «осмысление-установка - поведение» наибольший потенциал содержит в центральном звене (установка).
Сейчас информационное пространство достаточно открыто, что и как происходит в экономике и обществе известно. Активностью действий в инновационной среде наработан определенный опыт (как положительный, так и негативный). Однако, опыт в решении кризисных задач недостаточен [4].
Предложено сформировать новую структуру института науки и ее связи с производством, в которой:
- институционная инновационная система строится на принципах стратегического государственного влияния и практически полного самоуправления в ключевых центрах;
- получает развитие экономический менеджмент образования и науки, структурированный внутри этих отраслей и связанный с системой консалтинговых и проектно-внедренческих подразделений любых форм собственности;
- снизу (от инноваторов) выращивается несколько систем: защиты интеллектуальной собственности, аттестации кадров, рынка инноваций, кластерных объединений и других организационных форм нового типа.
Что касается новых методов управления, включая и рефлексивную методологию, то научная и образовательная среда вправе внедрить её прежде всего в своих структурах, а параллельно вводить по контрактной линии («воспитывая» заказ) в различных сферах промышленности, энергетики, транспорта, внешнеэкономической деятельности.
Выводом из проведенного исследования является и положение о том, что основные отношения в обществе (экономические, правовые, социальные) в реальных условиях непрозрачны, они как бы замкнуты в неком кибернетическом «черном ящике», где внутри доминирующую роль играют три негатива: двойное понятие идеала и справедливости, отличие публичной и частной информации, неработающие социальные идеалы. Задача интеллектуальной элиты состоит в том, чтобы вживиться в этот черный ящик, а затем трансформировать его содержимое в новую форму социально-экономического обустройства, не копируя модели западных образцов. Релаксационное мышление и логика поведения, на наш взгляд, вполне подходящая методология поведения для осуществления таких трансформаций.

Литература:
1.    А.В. Авилов. Рефлексивное управление: методологическое основание. М. Тандем, 2003. – 192с.
2.    А.А. Крох. Рефлексивное управление: концепции подходы и область применения
3.    А.В. Квакин. Интеллектуальная элита. МГУ им. М.В. Ломоносова.
4.    Г.В. Бережнов. Интеллектуализация деятельности предприятия. / «Креативная экономика» №2, 2007.
5.    П. Масляк. Интеллектуальная элита и власть / «Комментарии» №9, 2011.